Автор: wailko
У Франции много достоинств — от вкуснейшей еды до свободных нравов. В списке её сильных сторон (после ароматной выпечки) стоит оно — кино. Французский кинематограф вот уже больше века является одним из самых революционных, влиятельных и уникальных видов искусства в мире.
Эрик Ромер — одна из центральных фигур французского кино. Эта статья для тех, кто хочет окунуться в творчество великого режиссера и ощутить неповторимый шарм Франции 80-х. А в конце — плейлист, чтобы почувствовать себя главным героем фильма Ромера.
Он берет целую историю — скажем, историю любви, — и убирает начало и конец, потому что они всегда одинаковы. Потом рассматривает то, что осталось, и выбирает ту часть, которая полнее выявляет характер. А затем делает фильм об этом. Он похож на фотографа, который вырезает только ту часть снимка, которая его интересует.
— Ebert R., кинокритик
Герои кинолент Эрика Ромера — буржуазные французы, а главное их занятие — разговоры. Диалоги обо всем: о философии и природе, об отношениях и искусстве, и всегда о любви. Следуя за режиссерами новой волны, Ромер изобрел свой стиль — такой искренний, трепетный и уникальный.
Зеленый луч
Если бы «summertime sadness» было фильмом. Представьте: Франция, 86 год, лето. Вы — молодая француженка, главная проблема которой заключается в том, что ей не с кем провести каникулы.
Девушка тонкой душевной организации, которая так по-французски тревожится о своем лете, задается вопросами одиночества, доверяет свои переживания друзьям и близким и лирично смотрит вдаль.
Может показаться, что я не воспринимаю героиню всерьез. Это совсем не так. На самом деле я вижу в ней себя, как и многие. «Зеленый луч» — по-настоящему свободный фильм. Свободный в нравах, свободный в размышлениях, свободный в чувствах.
Я не поклонник описаний кинолент по их сюжету, ведь они совсем не про это. Фильмы — это больше про чувства и эмоции, которые они вызывают у зрителя. Вот и «Зеленый луч» откликается где-то глубоко в душе, понимая тебя и даря искорку магии, которая пронизывает картину от начала до конца.
Ты сохраняешь ту малую энергию, которая у тебя есть, и продолжаешь мечтать и ждать.
Коллекционерка
«Коллекционерка» — летний, сочный и интеллектуальный фильм Ромера, снятый на скорую руку и неожиданно, даже для самого режиссера, ставший большой сенсацией.
Когда я впервые за десять лет занялся ничегонеделанием, я стал этим заниматься весьма эффективно. Я довел своё безделье до высшего уровня, которого я никогда не достигал за свою жизнь.
Я заставил себя не думать.
Я был один у моря, вдали от шума и суеты пляжей, реализовав свою давнюю детскую мечту, менявшуюся год от года.
Я бы хотел взглянуть на море очищенным взором, лишенным любопытства художника или натуралиста, потому что я всю жизнь хотел бы коллекционировать что-то или собирать гербарий.
– Ты меня подвезешь?
– Зачем?
– У меня свидание.
– С кем?
– Ты его не знаешь.
– Выбирай тех, у кого есть машина.
– Ты не можешь?
– Могу, но не хочу.
Арт-дилер Адриан и его друг художник Даниэль отправились на несколько недель на Французскую Ривьеру. Их идиллию нарушает Хайде — молодая и очаровательная «коллекционерка» мужчин.
Первый фильм Эрика Ромера в цвете настолько визуально притягателен, что от него невозможно оторвать взгляд. Видеопленку будто окунули в жаркий свет летнего закатного солнца. Глубокие оттенки, свежая для 60-х годов композиция — подходящий фон для героев, которые словно смешиваются с окружающим миром.
Моменты молодости, страсти и свободы присутствуют постоянно, однако еще фильм пронизан ностальгией и тоской. Такой симбиоз чувств, присутствующий в безмолвии героев и непрекращающимся внутреннем монологе Адриана, делает эту картину особым произведением искусства. Неким собранием эмоций, которое, казалось бы, нельзя запечатлеть в одном месте.
Но в нынешнее время важна не работа, а лень. Весь мир говорит, что работа — это лишь средство существования. Говорят о цивилизации развлечений. Когда мы её достигнем, мы потеряем смысл отдыха. Есть люди, которые сорок лет работают, чтобы потом отдохнуть. А когда получают отдых, они не знают, чем им заняться, и умирают. Честно, я считаю, что человечеству лучше лениться, чем работать. Должен сказать, что нужно иметь мужество не работать.
Друг моей подруги
– Чем больше я хочу произвести впечатление на кого-то, тем большей идиоткой выгляжу. И молчу.
– Тебе надо говорить, вот и всё. Ему нравятся яркие девушки. А ты умная, глупостей говорить не будешь. Я тебе дам совет — делай, как он. Будь забавной, насмешливой.
– Я не умею быть насмешливой, я не такая. Я могу ломать комедию, но с другими. Не с теми, кто мог бы полюбить меня. Я хочу, чтоб они меня любили такой, какая я есть, а не какой кажусь.
Молодость, любовь и открытость к чувствам, характерные для героев Эрика Ромера, выходят на первый план «Друга моей подруги».
Две подруги и два друга в возрасте 20-ти лет живут в пригороде Парижа и размышляют о своих романтических переживаниях. Столь по-французски испытывая весь спектр эмоций влюбленности, они знакомятся, совершают ошибки и ведут чувственные беседы.
Если вы увлекаетесь модой, эта кинокартина вызовет у вас восторг. Мало того, что одежда здесь соответствует времени 80-х с его большими пиджаками на подкладках и светлыми свободными джинсами, — в каждом образе есть символизм, разгадывая который можно узнать больше о героях и их взаимоотношениях.
Он милый парень, но выводит меня из себя. Например, он такой милый, что я не могу ему врать.
Колено Клер
– Я нагадала на кофейной гуще встречу с тобой. Если бы я тебя не окликнула, ты бы меня не узнал. Я так изменилась?
– Нет, что ты. Ты молода и красива как никогда. Но я вел катер и больше не заглядываюсь на женщин.
Тонкое искусство — это когда из одного кадра с коленом молодой блондинки на лестнице рождается изысканная работа о натуре желания, привлекательности и верности.
Если бы я не смотрел на других женщин, избегал разговора с ними, или даже сбегал при их приближении, тогда... Тогда моя любовь к Люсинде показалась бы мне... долгом, а не удовольствием. Женившись на Люсинде, я получаю удовольствие быть с ней, а не с кем-то ещё. Воля здесь не при чем.
Голубое озеро неподалеку от швейцарской границы, жаркое лето (очевидно любимое время года Ромера), альпийские пейзажи и долгие французские каникулы — атрибуты идеального фильма о любви и влечении.
Помолвленный мужчина испытывает интерес к девушке Клер, граничащий с фетишизмом. Каждый кадр собран с трепетом и вниманием, и уже совсем необязательно говорить о желаниях — в одном взгляде, жесте или дуновении ветра все и так ясно.
Playlist: Directed by Eric Rohmer
ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО